+7 (812) 500 09 92

Пн-Пт, с 9.00 до 19.00

Санкт-Петербург, ул. Наличная 16 лит. А

Договор фрахтования транспортного средства

01.11.2020

Фрахтование (договор чартера) - это соглашение, по которому одна сторона предоставляет другой стороне транспортное средство (целиком или частично) на один или несколько рейсов для перевозки пасажиров, груза или иных целей.

Договор фрахтования транспортного средства (ТС) представляет собой арендный контракт, который в силу некоторых особенностей эксплуатации ТС и обстоятельств его передачи во фрахт приобретает характерную специфику. Она заключается в:

  • возможности фрахтования использовать как само транспортное средство, так и часть его полезной вместимости, тогда как аренда ориентирована на использование всего ТС с экипажем либо без него;
  • при чартерных рейсах посредством фрахтования обозначаются начальная и конечная точки маршрута с описанием грузовых параметров, состава пассажиров либо обслуживающего персонала и другие особенности рейса, тогда как сдача транспортного средства в аренду не сопрягается с точкой доставки, а базируется только на периоде использования арендованного ТС.

В РФ фрахтование и все связанные с ним аспекты в сфере пассажирских перевозок регламентируются на законодательном уровне. Например, автотранспортное фрахтование регулируется нормами ФЗ № 259 от 08.11.2007.

В договоре фрахтования обязательно присутствуют его субъекты, обозначаемые:

  • фрахтовщик - индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, обязующийся предоставить своим контрагентам транспортное средство сообразно их запросам и неся при этом ответственность за безопасность перевозки пассажиров;
  • фрахтователь - физическое или юридическое лицо, который берёт на себя обязательство оплачивать зафрахтованное транспортное средство в оговорённые сроки, соблюдать в нём чистоту и порядок и использовать его только по назначению, указанному в договоре.

Содержание договора

Поскольку законодательно утверждённой типовой формы договора фрахтования транспортного средства не существует, на практике договор оформляется на основании положений, изложенных в ч. 2. ст. 787 ГК РФ, которые отсылают субъектов договора к соответствующим транспортным уставам.

Так, п. 2 ст. 27 ФЗ № 259 от 08.11.2007 предписывает оформлять договор фрахтования автомобильного транспорта в письменной форме. При этом документ должен включать в себя:

  • данные о нём, состоящие из даты подписания и места оформления, информации о субъектах подписанного документа в лице фрахтовщика и фрахтователя;
  • главные аспекты фрахтования, включающие марку и тип транспортного средства, объём общей вместимости ТС и его зафрахтованной доли, маршрут, место подачи ТС под посадку или погрузку и порядок посадки пассажиров;
  • правила вступления в силу и сроки дееспособности договора;
  • цену фрахта и способ его оплаты;
  • меру ответственности и обязанности участников соглашения;
  • последовательность действий сторон при форс-мажорных обстоятельствах;
  • правила и сроки разрешения разногласий и материальных претензий;
  • дополнительные условия.

Нормы и особенности соглашения

Документ, фиксирующий факт соглашения о фрахте, содержит в себе норму, включающую в себя ответственность фрахтовщика за нанесение вреда здоровью и жизни транспортируемых пассажиров, а также их багажа. Касательно фрахтователя договор содержит норму, по которой он обязуется содержать зафрахтованное ТС в чистоте и порядке.

К особенностям соглашения о фрахтовании относятся также:

  • Ситуации, в которых договор фрахтования предусматривает одновременное предоставление сразу нескольких ТС. В таком случае оформление договоров на каждое из них не требуется. Вместо этого оформляется полный перечень транспортных средств, составленный в форме приложения к договору фрахтования.
  • Если перевозка пассажиров или грузов посредством фрахта предполагается несистематической, то в таком случае документ оформляется в виде заказа-наряда.
  • Кроме того, законом предусматривается предоставление зафрахтованных транспортных средств для транспортировки незафиксированного числа лиц без взимания с них платы за проезд.

Отдельно выделяются условия, при которых осуществляется транспортировка детей и людей с инвалидностью.

Требования при перевозке инвалидов и детей

При заключении соглашения о фрахтовании необходимо принять во внимание требования законодательства в отношении перевозки пассажиров отдельных категорий. К ним принадлежат дети и инвалиды. В ПП РФ № 1177 от 17.12.2013 предписывается при осуществлении перевозки группы детей автобусами внесение в контракт со стороны фрахтовщиков обязательства:

  • требовать оборудовать автобус опозновательно-предупредительным знаком «Внимание! Дети!»;
  • требовать укомплектовать автобус техническими средствами в виде системы ГЛОНАС, тахографа, маячка жёлтого цвета на крыше автобуса;
  • настаивать на предоставлении автобуса возрастом не выше 10 лет, который полностью соответствует техническим требованиям, предъявляемым при перевозке пассажиров.

Имеются в правительственном постановлении и требования к фрахтователям, которые выражаются в:

  • обязательстве обеспечения сопровождения детей в процессе пассажирских перевозок;
  • установлении контроля за возрастом транспортируемых детей при перевозках длительностью свыше 4 часов, к которым допускаются дети возрастом от 7 лет и старше;
  • обеспечении наличия медицинского работника во время поездок длительностью свыше 12 часов.

При пассажирских перевозках, в ходе которых принимают участие инвалиды-колясочники, информацию о чём заблаговременно имеет фрахтователь, данное обстоятельство на момент подписания документа должно быть обязательно зафиксировано в договоре фрахтования.

Также в договоре должно фигурировать требование того, чтобы пассажиры-инвалиды перевозились на дальние расстояния в автобусах, располагающих специально оборудованными местами, пандусом-подъёмником, специальными креплениями. В случае необходимости в таких автобусах должны присутствовать лица, сопровождающие инвалидов.

Текст подготовлен сотрудниками компании «Интерсервис».

вернуться в раздел блог