+7 (812) 500 09 92

Пн-Пт, с 9.00 до 19.00

Санкт-Петербург, ул. Наличная 16 лит. А

История автобусов

23.04.2021

Автобусы появились более 200 лет назад и стали неотъемлемой частью современной повседневной жизни людей практически в любой точке мира, где есть асфальтированные дороги. Это удобный и доступный общественный транспорт. Сегодня количество моделей поражает своим разнообразием, но производители продолжают создавать новые машины, радуя пассажиров уютными салонами, а водителей – улучшенными характеристиками.

История первого автобуса

Первый автобус проехал по городским улицам города Кэмборна (Англия) в конце декабря 1801 года. Удивил мир чудо-машиной английский изобретатель Ричард Тревитик (он также сконструировал и первый паровоз в Англии).

Новый вид техники вмещал восемь пассажиров и работал от парового двигателя, а потому оставлял за собой клубы черного едкого дыма. Обслуживал машину кочегар, который стоял снаружи на подножке и периодически подбрасывал топливо в котел.

Машина получила свое название от слияния двух иностранных слов:

  • первая часть — древнее греческое слово αὐτός (авто), означающее «сам, он»;
  • вторая часть — латинское слово omnibus (омнибус), которое переводится «всем, для всех».

История развития автобуса была стремительной. Уже через 28 лет транспортное средство вмещало 28 человек и развивало наиболее высокую скорость из всех существующих в то время видов техники. Открытие электричества в конце XIX века дало толчок и для совершенствования автомобилей. В 1886 году по улицам Лондона проехал первый автобус с электрическим двигателем.

12 апреля 1903 года — дата официального признания автобуса городским общественным транспортом Лондона, в этот день состоялся его первый рейс.

История создания автобуса в Европе

Немцы подхватили и усовершенствовали идеи английских изобретателей. В 1895 году завод «Бенц» выпустил первый немецкий автобус, работающий на бензиновом двигателе и развивающий скорость до 4 км/ч. Внешний вид техники напоминал коляску с извозчиком, но только большого размера. В салоне машины вмещалось восемь человек.

История возникновения автобуса в России

Россия не сильно отстала от Германии, занявшись производством электрических автобусов на заводе «Дукс» на рубеже 19 и 20 веков. История отечественного автобуса началась в 1901 году, когда благодаря стараниям российских инженеров и автомехаников на свет появился российский электромобиль. Автобус перевозил до 10 человек, мог проехать без подзарядки 60 км, развивая скорость до 22 км/ч.

А история появления автобуса с двигателем внутреннего сгорания началась в Санкт-Петербурге в 1903 году. Местом производства была фабрика «Фрезе». Салон машины был без крыши (типа современного кабриолета), вмещал до десяти пассажиров и разгонялась до 16 км/ч. Автобус также использовался в качестве пожарной машины, вернее, для перевозки пожарных и рабочего оборудования.

А как общественный транспорт автобус в России начали эксплуатировать не в столице, а в Архангельске в 1907 году. Правда, это была машина не отечественного производителя, а немецкого — марки NAG. Техника, имеющая вес 6 тонн, вмещала 28 пассажиров, существенно облегчая передвижение по большому городу.

В этом же году 17 октября состоялся пробный автобусный маршрут в Санкт-Петербурге, а 11 ноября было открыто пассажирское сообщение по линии Александровский сад — Балтийский вокзал. Тогда машина еще называлась «автомобиль-омнибус». Слово «автобус» впервые употребил в своих произведениях российский поэт Игорь Северянин в 1912 году. В разное время питерский автопарк насчитывал от 8 до 14 машин, эксплуатировались как одноэтажные, так и двухэтажные модели. Проезд в первом классе стоил 9 копеек, во втором — 6 копеек.

Почти через год, 13 августа 1908, автобус увидели и жители Москвы, но, как общественный транспорт, машины были запущены только при СССР — 18 апреля 1922 года. Один из маршрутов курсировал между Тверской заставой и Каланчевской площадью, был разбит на 4 станции и 13 остановок. В то время московский автопарк насчитывал 40 автобусов.

Открытие автобусных линий в СССР

Пассажирское автобусное движение в Санкт-Петербурге, как и производство автобусов, было прекращено в 1914 году незадолго до начала Первой мировой войны по экономическим причинам. С наступлением мирного времени автобусное движение возродилось, и перед советскими инженерами была поставлена задача сделать автобусы более комфортабельными и экономичными, чтобы они были доступными для всех слоев населения. Над этим трудились сотрудники Ленинградского завода. 8 июля 1926 года Ленинград дождался первой автобусной линии, транспорт следовал до Сестрорецка.

Сегодня современные инженеры работают над созданием экологически чистых машин, и они уверяют, что очень скоро мы будем ездить на автобусах, приводимых в движение электродвигателями.

вернуться в раздел блог