Согласитесь, сегодня сложно представить современные улицы без светофоров. Без регулировки интенсивных потоков автомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев движение станет невозможным и случится транспортный коллапс.
Первый светофор появился в 1868 году в Лондоне, его изобрёл британец Джей Найт. Но опыт этот был неудачным — светофор оказался сложным в управлении и через пару лет взорвался, поранив при этом полицейского. После этого его убрали и оставили попытки создания автоматического регулировщика.
Но обстоятельства вынудили вернуться к этой идее, и спустя почти 50 лет, в 1910 году, было запатентовано первое автоматическое светофорное устройство с фонарями двух цветов. А спустя четыре года, 5 августа 1914-го, в городе Кливленд появился "прадедушка" известных нам светофоров. Он имел всего два фонаря — красный и зелёный, а при переключении света издавал звуковой сигнал. Это событие и послужило зарождению Международного дня светофора.
В России первый светофор появился 15 января 1930 года. На пересечении Невского и Литейного проспектов в Ленинграде установили первый автоматический регулировщик. Положительный опыт быстро переняли москвичи, а следующим городом, вступившим в новую стадию развития дорожного движения, стал Ростов-на-Дону.
До появления технической инновации движение транспорта на улицах регулировалось царскими указами, инструкциями городовых и правилами от полиции. Например, Петр I запретил кучерам бить прохожих хлыстами, а императрица Анна Иоанновна велела за несоблюдение скоростного режима «бить кнутом и ссылать на каторгу».
В 1911-м установили первые дорожные знаки, а единые ПДД в СССР появились спустя почти тридцать лет после первого ленинградского светофора, в 1959-м. Кстати, слово «светофор» тоже не родилось вместе со светоуказателем. Сначала его называли автомобильным семафором, а в 1932-м обозначение «световой семафор» соединилось в одно слово.
Сегодня на улицах города работает около 1800 светофорных объектов — групп светофоров на перекрестке или пешеходном переходе. В каждой группе может быть от 2 до 30 устройств.
Светофоры усложнились и видоизменились. Добавились стрелки, дисплеи, дополнительные секции, поменялась автоматика. Светофоры — надежные помощники в эффективности и безопасности движения. В этом легко убеждаешься, когда хоть один светофор в мегаполисе выходит из строя.
И, хотя, День светофора не отмечается масштабно – это хороший повод еще раз вспомнить ПДД и обратить внимание на вопрос безопасности – это самое важное и для водителей, и для пешеходов.